НОСТРАДАМУСи не толькоВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАРАТУШТРЫПостоянному читателю нашей газеты, возможно, памятно обсуждение особенностей архитектуры Девичьей башни и загадочного портрета на ней в статье ''Последний Новруз тысячелетия раскрывает его тайны'' (номер ''ББ'' от 20. 03.99). Дальнейшее изучение проблемы на основе исследования различных исторических документов, и в первую очередь, Корана, теперь позволяют сделать заключения в отношении портрета: наиболее вероятно, что на стене башни изображен первый пророк в истории человечества, проповедовавший философию единого Бога - Заратуштра.
Разберемся в этом переплетении имен. Мусой, как известно, арабы называли Моисея. Сопоставление же Мусы и Ибрагима как обладателей ''свитков'' (то есть книг) не вполне понятно. Если ''Пятикнижие'' Моисея хорошо известно, то Книги пророка Ибрагима (то есть Авраама) в Библии просто нет! О каких тогда ''свитках'' идет речь? Ведь Коран настаивает на том, что они существуют (сура 87 ''Высочайший''): Или аналогичная цитата из суры 3 ''Семейство Имрана'': Тора и Евангелие были ниспосланы только после него. Разве вы не уразумеете''. Итак, вопрос об ''Ибрагиме'' - принципиальный и требует тщательного рассмотрения. В этой связи следует напомнить и то, что исследователи Корана до сих пор никак не могут определиться с личностью отца Ибрагима: у отца библейского Авраама было лишь одно имя - Форра , в то время как Коран называет отца Ибрагима Азаром. И, конечно, наибольший парадокс - в Коране утверждается, что: (сура 3 ''Семейство Имрана''). Авраам же, по определению является ''отцом всех иудеев''! Не слишком ли много противоречий в попытках идентификации личности Ибрагима? Тем более, для суры, в начале которой записано суровое предостережение: ''Он - тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования. А люди, в сердцах которых уклонилось укоренение (от истины), следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить (людей истины) и толковать Коран (по своему усмотрению). Не знает его толкования никто, кроме Аллаха...'' Все эти противоречия довольно легко устраняются, если принять в качестве предположения, что в Коране речь идет о двух разных людях, носящих одно и то же имя - ''Ибрагим''. Один из них - Авраам, другой - Заратуштра и их следует различать. Тогда становится понятным соседство Ибрагима и Сириуса в суре ''Звезда'' - это, фактически, одно и то же. И, конечно же, Заратуштра не был иудеем. Важно и то, что ''свитки Ибрагима'' обнаруживаются в виде знаменитой книги зороастрийцев - Авесты. Кстати, это не первый случай совпадения имен. Например, имя ''Лукман'' из суры 31 имеет два исторических прототипа: Лукман ибн 'Ад и Лукман ал-Хаким. И, наконец, самое главное - лишь эта гипотеза дает правильное объяснение следующей цитате (сура 3 ''Семейство Имрана''):
Традиционное истолкование исследователями Корана слова ''Бакка'', как ''фонетического варианта'' произношения слова ''Мекка'', не выдерживает, с научной точки зрения, никакой критики. Тем более, в свете предостережения о недопустимости вольных трактовок. Гораздо правильнее было бы назвать ''Домом Бога'' Девичью Башню в Баку, которая являлась некогда центром зороастризма. Множество астрономических соответствий, обнаруженных в конструкции башни (о чем шла речь в прошлой публикации), подтверждают фразу из Корана: Под ''истиной'' в Коране всегда подразумевалась наука. Что касается ''места стояния Ибрагима'', то, возможно, это и есть портрет Заратуштры, проявившийся на боковом торце башни. … Итак, найдено забытое место паломничества зороастрийцев или за всем этим кроется нечто большее? Для ответа на вопрос необходимы дальнейшие исследования… … Полный вариант статьи ''Возвращение Заратуштры'', был опубликован в ''ББ'' 19.06.99. Цитаты из Корана в переводе М.-Н. О. Османова, 2000 г. Вагиф Алекперов |